Приложение “На рынок”

Приложение “На Рынок”

Обзор проекта

“На рынок” – это стартап, который основан на идее посредничества между производителями и конечными потребителями сельхозпродукции.
Планировалось не только предложить сельхозпроизводителям дополнительный канал продаж, но и создать удобную, эффективную онлайн-витрину для продукции небольших частных фермеров. Работе с этим сегментом продавцов уделили особое внимание. Таких фермеров в пригородах очень много, а спрос на их товары со стороны жителей мегаполиса только растет. В то же время, у них часто нет возможности налаживать систематический сбыт своей продукции. И именно в этом им сможет помочь “На рынок”.
Изначально заказчик обратился к нам за реализацией концепции через мобильное приложение, которое синхронизирует продавца и покупателя и создаст поток ценностей для обеих сторон. Нужно было разработать MVP, чтобы проверить эту гипотезу.

Этап MVP

При создании MVP для стартапа мы выполнили полный цикл работ: от детальной проработки идеи и до реализации. Работа над продуктом велась по методологии SAFe DevOps и включала все этапы Цепочки непрерывной поставки ценностей (Continuous Delivery Pipeline).
На этапе Исследования (Exploration) мы настояли на проведении глубинного интервью и провалидировали исходную гипотезу для отсечения лишнего. По итогам исследования и полного погружения в проект мы достигли следующего:

• конкретизировали бизнес-идеи,
• сформулировали гипотезу и выявили метрики для ее проверки,
• выделили ключевой функционал и составили дорожную карту продукта,
• спроектировали минимально жизнеспособный продукт (MVP) для выхода на рынок,
• разработали мобильное приложение для Android.

В итоге был реализован MVP с гипотезой: жители мегаполиса, направляющиеся в пригород, будут заинтересованы в покупке продуктов у мелких фермеров-предпринимателей, сельхозугодья которых находятся по пути следования покупателя.
Метрики успешности продукта – показатели количества продавцов и количества покупателей (покупок).
Технологии, которые использовались при разработке MVP – Microsoft .NET Core, Android SDK, Yandex API, Google Cloud.
Релиз мобильного Android-приложения состоялся в январе 2019 года в Google Play. Благодаря подготовительной работе удалось сократить бюджет разработки на 70% и выпустить приложение в установленный срок. После релиза продукт перешел ко второму раунду привлечения инвестиций.
Что происходит после запуска MVP и почему разработка на этом не заканчивается?
После запуска продукта все MVP попадают в так называемую “яму” – этап, на котором после тестирования первых гипотез, появления фидбеков от пользователей и анализа данных по работе системы, требуется вносить изменения, исправлять недочеты и улучшать продукт или вообще делать Pivot. Для этого, так или иначе, нужно снова обращаться к разработке, при этом обычно на старте тяжело планировать бюджет на этот период и очень часто предприниматели просто концентрируются на том чтобы сделать MVP и добежать до релиза, но не продумывают работу после релиза.
С этим же столкнулся и проект “На рынок”. Первые же результаты показали, что в MVP необходимо увеличить User Retention – возврат пользователей. Об этом говорила и юнит-экономика и инвесторы. Заказчики сформулировали новые гипотезы и вернулись к нам за дополнительной разработкой.
Тот случай, когда клиенты становятся партнерами
На определенной стадии в работе со стартапами мы можем вступать в партнерские отношения. Так и в данном случае, мы увидели большой потенциал в стартапе “На рынок”, поэтому решили сами выступить в качестве технологических партнеров и помогли найти инвестора для нового этапа развития продукта.
Новые гипотезы
Главной целью определили увеличение LTV покупателя. Мы проанализировали функционал продукта и сформулировали новые гипотезы по достижению цели:

Если покупателям и продавцам дать возможность взаимодействовать только через чат внутри приложения, LTV покупателя увеличится. Убрали видимость номера телефона и возможность созваниваться напрямую, так как клиенты уходили из приложения.
Если мы реализуем удобный поиск по товару, его местонахождению, а также расстоянию до него, мы повысим ценность приложения и количество его повторных использований.
Если мы будем показывать сертификаты продукции, внедрим контроль качества товаров и доставку, лояльность покупателей и количество повторных заказов увеличатся.
Если мы добавим инструментарий оформления заказа, LTV покупателей и продавцов в приложении увеличится, при этом уменьшится проблема “Курицы и Яйца” (Пока нет много продавцов - трудно привлечь покупателей. Пока нет много покупателей - трудно привлечь продавцов).

Что вышло в релизе

В конце января вышел релиз с новыми фичами. В первую очередь, мы реализовали полноценный функционал чата с продавцами и ограничили функцию звонка. Теперь покупатель может позвонить продавцу только в момент оформления заказа, а написать в чат можно в любой момент. Кстати, функционал чата – это наша собственная разработка, мы уже внедряли его в продукте для фармкомпаний и сейчас адаптировали к новому проекту.

В обратной связи пользователи MVP подсказали внедрение еще нескольких важных функций: обновление карты всех точек продаж, расширение функционала поиска товаров по каталогу и редактирование карточек продавца.
Ранее товар можно было найти либо в ленте на главной странице, либо в каталоге в соответствующей категории. Далее приложение, синхронизируясь с Яндекс.Картами, показывало кратчайший маршрут до продавца. Теперь, с помощью поисковой строки можно найти товары или целую категорию товаров. Встроенные фильтры по местоположению продавца, наличию сертификатов на товары и услуги доставки, позволяют найти самые подходящие варианты.
На обновленных картах теперь виден не только проложенный маршрут от точки А до точки Б, но и вообще все точки продаж в выбранном регионе. Даже перед построением маршрута и выбором товара из каталога можно посмотреть, какие товары продаются в интересующем районе, перейти в профиль фермера, изучить ассортимент.
В приложении провели оптимизацию визуальной части с точки зрения UX/UI, уменьшили размер некоторых вкладок, добавили ряд кнопок, на карточках товаров теперь отображается расстояние до точки продажи.
Первые же опросы пользователей показали, что есть запрос на увеличение количества продавцов в приложении. В связи с этим мы поставили задачу на быстрое масштабирование и провели мониторинг каналов продаж.
Мы заметили, что многие продавцы привыкли размещать объявления о товарах в своих группах ВКонтакте. Чтобы привлечь фермеров в маркетплейс “На рынок” и тем самым предложить дополнительный канал продаж, мы предусмотрели максимально простой и быстрый механизм входа. Фермерам требуется лишь скачать приложение и зарегистрироваться в системе. Наш администратор бесплатно перенесет данные из магазина ВКонтакте и настроит интеграцию страницы с приложением. Далее фермер просто управляет своей страницей ВКонтакте, а профиль в приложении “На рынок” обновится автоматически. Импорт и редактирование витрины в самом приложении также удобны и просты. Таким образом мы планируем повлиять на метрику количества продавцов в приложении.

Обновление технической части

В технической части было произведено обновление всех библиотек до последней версии, исправлены ошибки в работе системы, которые накопились с момента выпуска MVP.
Кроме того, в последнем релизе мы внедрили собственную разработку – функцию вычисления удаленности продавцов от маршрута на всем его протяжении. В предыдущей версии фильтр расстояния можно было настроить только от определенной точки. Для этапа MVP и в рамках интеграции с Яндекс.Картами этот алгоритм подходил, а также входил в рамки бюджета. Запросы на построение маршрута отправлялись на серверы Яндекс. Однако, с учетом масштабирования продукта на больший объем товаров и продавцов, возникали задержки при передаче большого количества данных и скорость работы приложения снижалась.
Поэтому мы перенесли часть работы с GIS на свой сервер. Теперь мы сами вычисляем какие продавцы находятся рядом и строим кратчайшие маршруты до них быстрее, чем это происходило через интеграцию с сервисами Яндекс.Карт. Это позволило нам хорошо оптимизировать работу приложения и подготовиться к дальнейшему масштабированию.
Снизить операционные затраты на серверах более чем в 8 раз нам удалось за счет перевода всей инфраструктуры с Google Cloud на серверы netAngels.

Внедрение аналитики

Важным этапом в развитии продукта стало внедрение метрик и работа с аналитикой. При разработке MVP необходимость внедрить метрики часто упускается из виду и не вносится в ТЗ для разработчиков по разным причинам. Большинство команд уже научили разные тренинги думать о гипотезах, но мало кто думает о том как их мерить и какую линейку надо реализовать. И даже если на старте из-за ограничений в бюджете хорошей аналитикой можно пренебречь, то при дальнейшем развитии пренебрегать ей не следует.
Мы с командой помогли партнеру настроить аналитику на Firebase и Google Analytics. Теперь мы можем делать срезы по разным метрикам и формировать отчеты по действиям пользователей. Это позволяет нам видеть, какие обновления и улучшения удобны в использовании и нравятся пользователям, а какими никто не пользуется, хотя все были уверены на старте, что эта фича – прям Бомба =)) При этом мы получили возможность настраивать разные рекламные кампании под разные целевые сегменты пользователей в приложении. Отдельную рекламу можно настроить на людей, кто добавил заказ, но не купил его и т.д.
Вот какие ключевые метрики сейчас отслеживаем:
Опережающие метрики:
1. active_users – количество активных пользователей
2. first_open – количество открытий приложения
3. screen_view – количество просмотров экрана
и другие метрики.
Запаздывающие метрики:
1. Количество покупателей
2. Количество продавцов
3. Количество совершенных заказов
4. Retention – возврат пользователей, отношение всех пользователей к количеству активных пользователей.
С момента последнего релиза в январе 2021 года, при поддержке рекламных кампаний, удалось увеличить метрики. Так, пиковое значение количества активных пользователей достигло 320, открытий приложения – 661, а просмотров экранов до 32 744.
Также за последние 5 месяцев мы отметили прирост количества покупателей в приложении на 174, и продавцов – на 76. Таким образом, с момента выхода MVP в 2019 году, общее число зарегистрированных покупателей достигло 1029, а продавцов – 388.
Стабильность работы приложения – еще один важный показатель, который позволяет отслеживать аналитика Firebase и метрика Crash Free Users. Так, в результате работы над стабилизацией системы, нам удалось снизить количество ошибок в приложении практически до нуля. Речь не только о фатальных ошибках, которые приводят к выбросу из системы, но обо всех, с какими встречается пользователь во время использования приложения. Если до январского релиза показатель был на уровне 70-80%, то в последние три месяца он не выходит за рамки 93-100%, что говорит стабилизации приложения.

Статус проекта

На данный момент продолжается исследование рынка, проверка гипотез и разработка концепта дизайна для приложения на iOS-платформе, который бы уже учитывал ошибки всего накопленного пользовательского опыта в приложении.
Мы работаем над увеличением количества заказов и увеличению метрики Retention, возврату пользователей в приложение.

Отзыв:

Петр Волков

Петр Волков, Генеральный директор “На рынок”

“Konig Labs представила MVP, получивший исключительную обратную связь от пользователей и инвесторов, которые выразили заинтересованность в финансировании дальнейшего развития. Приложение также показало высокий коэффициент конверсии. Весь процесс разработки прошел очень гладко, поскольку команда поддерживала регулярную коммуникацию. Оценка - 10 из 10”.

Проверенный отзыв в системе Clutch

Отзывы

Орфография и пунктуация авторов – сохранены