Бывают Разные Работники…
Бывают Разные Работники…
В чем вообще дело
Бывают разные работники. Бывают разные руководители. Люди — вообще разные. И, тем не менее, постоянно возникает соблазн их как-то классифицировать, сгруппировать, проанализировать. Этим занимается психология. Этим занимается социология. Этим занимается соционика. И много ещё всяких дисциплин и подходов.
Какие-то подходы являются научными, какие-то околонаучными. Есть и откровенно антинаучные. Этого добра — так и вообще навалом. Лепят концепцию на концепцию, лишь бы людей загнать в какие-то очень условные рамки.
А по сути-то всеми движет примерно одинаковое желание: понять. Разобраться, как себя вести с тем или иным типом (классом, видом — подставьте нужное) человека. С кем сближаться, а с кем, наоборот, держать дистанцию. Кому открываться, а с кем держать ушки на макушке. Кому поручать работу, и как именно её поручать. Вот об этом и поговорим чуть подробнее.
Принять задачу – не значит понять
Наверняка многим знакома ситуация, когда объясняешь задачу — не так важно, коллеге или подчинённому. Скажем более общо: сотруднику.
Так вот — объясняешь задачу. Тебе она предельно понятна, и вроде объяснил хорошо. И контекст передал. И все относящиеся к этому письма переслал. И ссылки скинул.
И вот — сидишь, занимаешься уже совсем другими делами. А тут он приходит — я, говорит, не понял, у меня вопросы.
Отвечаешь.
Снова приходит. Снова вопросы.
Отвечаешь.
На третий (четвёртый, пятый — у кого как) раз тебя уже бомбит. Ну, спрашивается, каким дураком надо быть, чтобы спрашивать об очевидном? Сколько раз можно одно и то же обсасывать с разных сторон? Когда ты, так тебя и так за ногу, уже делать-то начнёшь??
Или наоборот.
Скинул всю инфу, написал инструкцию, подошёл — задавай, мол, вопросы.
Нет у человека вопросов.
Точно нет?
Точно нет.
Прям всё понятно?
Да, предельно понятно.
Ну, окей, делай.
Отходишь с некоторым сомнением в душе.
Проходит время, он приносит результат — а сделано не так, и вообще не то, и задачу он понял как-то по своему.
Само собой, тебя бомбит — какого, мол, чёрта ты не уточнил, друг ты мой ситный? Что мне теперь с этим результатом, мать его через три прогиба, делать??
Разводит руками.
Или вот, например, — задачу передал, и вроде всё обсудили, и вопросы были заданы.
Приходишь через оговоренное время — а он сидит, чем-то другим занимается.
Почему?? — спрашиваешь.
Тут возможны два варианта:
- Или он задачу передал какому-то другому Васе, а когда тот её сделает — чёрт не знает. Надо идти, уточнять у Васи.
- Или на него упало ещё стопицот других задач, и он банально не успевает. Так-то, по-честному, — может быть, и вообще забыл. Но говорит, что не успевает.
Что с этим всем делать
В общем, кто в курсе за DISC, — уже сообразили, что это были, соответственно, Красный, Синий, Жёлтый и Зелёный.
Каждому надо ставить задачу по-разному, и контролировать тоже по-разному.
И вот именно для того, чтобы разобраться — что да как делать в разных ситуациях с разными людьми — и нужны эти чёртовы классификации.
И всем понятно, что не бывает чистых случаев. И понятно, что даже один и тот же человек в разных ситуациях и просто в разное время ведёт себя несколько по-разному. Поверх базовых подходов наслаиваются жизненная ситуация, уровень энергии, настроение, отношения между людьми. И был ли кофе с утра вкусным, или в общем холодильнике закончилось общее молоко, а потому я теперь птичка, мне всё это сложно.
А уж если отслеживать динамику в разрезе нескольких лет — так даже базовые подходы меняются. Но желание классифицировать, обобщать и делать выводы — никуда не девается.
Потому, что люди — не роботы, ведут себя зачастую непредсказуемо. А предсказывать, хоть с какой-то степенью точности, — ой как нужно.
Нам ведь с ними, блин, работать.
Алексей
Коль, спасибо за статью. Вижу фразу: “это были, соответственно, Красный, Синий, Жёлтый и Зелёный.”, при этом в статье описано 3 случая, возможно 4-й есть, но не сделано акцента на него.
Nikolay Pasko
“Или он задачу передал какому-то другому Васе, а когда тот её сделает – чёрт не знает. Надо идти, уточнять у Васи.
Или на него упало ещё стопицот других задач, и он банально не успевает. Так-то, по-честному, – может быть, и вообще забыл. Но говорит, что не успевает.”
Первое – Жёлтый, второе – Зелёный
Борис Плеханов
Есть еще вариант: через некоторое время (видимо, оно будет зависеть и от конкретного сотрудника) предложить ему самому подробно изложить поставленную задачу, уточнив при этом его понимание всех деталей. Да, это потребует времени, но будет ясно, понял ли сотрудник задачу и как понял. А классификации… могут быть полезны, а могут – и нет.
Nikolay Pasko
Да, в целом есть разные варианты контроля. В том числе – предложенный Вами, Борис. Какой вариант применять – зависит и от характера человека, и от характера задачи, и от истории взаимоотношений.
Например, если Красному вы даёте задачу по типу тех, что он уже решал в прошлом, и при этом он знает, чего вы на самом деле хотите, а вы знаете, как он примерно будёт её выполнять – вообще никакого контроля не потребуется. Он сделает всё быстро, хорошо, и именно так, как нужно.
А Жёлтого в той же ситуации надо будет контролировать на каждом шагу, требуя отчёта по ходу выполнения задачи – иначе он ничего в итоге не сделает. Хотя будет прекрасно понимать, что именно нужно сделать и как нужно сделать. Либо сделает, но каким-то очень странным, новым и, вероятно, нелепым образом. Зато прекрасно справится с новой, необычной и непонятной ни для кого задачей.